RSS

Обратная связь

Что может сделать с Днём Победы излишняя заорганизованность

Что может сделать с Днём Победы излишняя заорганизованность
Мы уверены, что большинство горожан в этом строю оказались по зову сердца, а не по разнарядке
Фото: Виктор Абакумов

Отгремели торжества по случаю 74–й годовщины Великой Победы. Большинству жителей Восточного Казахстана праздничные мероприятия подарили огромный эмоциональный подъём, возможность вспомнить предков и прикоснуться к их подвигу. Но для некоторых из них праздник приобрёл горькое послевкусие. И причина — попытки отдельных служащих формализовать то, что всегда шло от чистого сердца.

Праздник со слезами на глазах

Ко Дню Победы у Данилки (имя мальчика изменено по просьбе родителей) отношение особое. Два его прадеда ушли из Восточного Казахстана на фронт. Один участвовал в боях на Сапун-горе, освобождая легендарный Севастополь. Другой в самом начале войны оказался в фашистском плену и пережил ад концентрационных лагерей. Впоследствии он отказался принять от Германии компенсацию, положенную всем узникам нацизма. Прадед был гордым. Данилка тоже хочет стать таким.

Ко Дню Победы мама пошила Данилу военную форму, в которой третьеклассник должен был пойти на сельский митинг 9 Мая. Но вышло так, что долгожданный праздник обернулся для мальчика слезами и недоумением.

Весь 3Б надел на мероприятие голубые ленточки, и только у двоих ленточки оказались полосатыми. Обоим детям настоятельно предложили георгиевские ленты снять. Данилка расплакался, но отказался это сделать. Учительница продолжала настаивать.

— Я была возмущена поведением педагога, — рассказывает мама. — Потому что она обвинила моего сына в том, что он солгал мне. Дескать, она предупреждала о голубых лентах. Но я своего ребёнка даже не спрашивала на эту тему. В итоге сына довели до слёз, и он сам сказал, что хочет уйти. Я вообще не понимаю, по какому праву в выходной день нам стали диктовать, что мы должны надевать, как мы должны выглядеть? Тем более что это было даже не в школе. У нас никогда конфликтов не было. Ребёнок у меня отличник, нам благодарности объявляли за воспитание.

Дело кончилось тем, что мальчик смотрел на праздничный митинг из-за ограды клуба. Заплаканного третьеклассника заметили сельские пенсионеры. Узнав о подоплёке конфликта, они в возмущении позвонили в редакцию.

Единые требования?

— Никакого распоряжения по этому вопросу вообще не было, — поясняет директор школы. — Казахстанские ленты наши дети приобретают. И георгиевские, в принципе, тоже. Со стороны администрации никакого давления на этот счёт тоже не было. Казахстанская лента — символ мира, труда и созидания. Мы хотим, чтобы через 70 лет этот праздник ассоциировался с мирным небом.

Руководитель школы недоумевает, почему мог возникнуть конфликт на этой почве. А классный руководитель вообще проблемы в ситуации не видит.

— У меня двое детей пришли в георгиевских лентах, — излагает свою версию учитель. — Я попросила их снять и надеть казахстанские. Потому что вся школа была в казахстанских. Чтобы у всех одинаково было. Слёз у ребёнка я не видела. Он ко мне спиной стоял.

Директор школы убеждена, что к Данилу нужен особый подход. Он максималист и может заплакать из-за того, что хорошо выполнить задание не получается. И данную ситуацию принял слишком близко к сердцу.

Получается, что причина конфликта в том, что учитель проявил излишнее рвение, стремясь навязать детям единые требования? Даже в таком вопросе, который предполагает сугубо личное отношение.

Ветерана поздравили

Казалось бы, эту историю можно забыть как досадное исключение из общего правила. Да вот не получается. Потому что она повторилась в другом месте. Разве что участник её не заплакал. Плакать он разучился ещё на фронте.

Ветерана Анатолия Тригуба пришли поздравить с Днём Победы ученики и учителя соседней школы. Начали фотографироваться, и тут взрослая гостья протянула руки к кителю фронтовика, на котором были пристёгнуты две ленточки: голубая и полосатая.

— Я думал, пуговицу она там шарит — или что? — рассказывает Анатолий Дмитриевич. — А она отстегнула ленточку. Подаёт мне в руки и говорит: "У нас казахстанские ленточки, а это российская!" Я ничего не понял. Если бы я видел, что она отстёгивает, не разрешил бы. Воевали мы все!

Фронтовик был очень огорчён этой ситуацией. Он недоумевает, чем и кому не угодила лента, которой оформлялись награды Великой Отечественной войны.

Святить то, что свято?

Удивление некоторых горожан вызвало и то, что в этом году шествие памяти участников Великой Отечественной войны, которое во всём мире называют Бессмертным полком, кое-где попытались сделать формальным.

Безусловно, организационный аспект любого масштабного мероприятия очень важен. Вспоминается история самого первого Бессмертного полка в Усть-Каменогорске. Его провели в рабочее время, без нормального оповещения людей. Разумеется, народу было немного.

В 2019 году акцию организовали достойно. Людей проинформировали, выстроили колонны. Сам аким ВКО призвал выйти на шествие и шёл в общем ряду с портретом своего отца. Музыка, оформление, организация движения людских потоков — все было на высоте. Вот только, по словам некоторых участников, в их организациях зачем–то пытались устроить из Бессмертного полка обязаловку.

— Нам сказали, что якобы пришла разнарядка, — рассказывает работник детского сада, пожелавший остаться анонимным. — Что от каждого сада должно выйти 20 человек. Да мы бы и так пошли! Я всегда хожу и на Полк, и свечу зажигать на Стрелке. Но когда загоняют — обратная реакция у людей идёт! Обязаловку никто не любит.

Если подобная практика действительно существует, ничего кроме сожаления она вызвать не может. Больше того, это создает богатую почву для провокаторов.

"Лицемерная акция, которая будет забыта завтра, и куча выброшенных атрибутов в урнах набережной", — пишет загадочный пользователь под ником Roger Ferris, который в этом году неоднократно отметился враждебными высказываниями о праздновании Дня Победы.

"Тупизм. Нам всем раздавали портреты. Наверное, портреты с интернета скачали. И мне тоже один дали. Я даже его не знаю, солдат или НКВД–шник. Может быть, именно он убил моего дедушку в 1937 году? После дурацкого парада я бросил портрет в мусорку", — провоцирует пользователей соцсети некто Гани Жумабеков. Или, скорее, тот, кто выступает под именем владельца страницы, удалённой месяц назад.

Такого рода комментарии в сетях единичны. Но то, что они появились — тревожный симптом. И нацелены прежде всего на тех, кто оказался в колонне не по собственным убеждениям, а по приказу.

— Бессмертный полк — это прекрасное мероприятие! — выражает своё мнение участник шествия Эрик. — Но прежде всего оно должно быть от души, от сердца. Бессмертный полк должен идти от народа, а не от государства и властей. Народ будет поддерживать, если государство будет только помогать и одобрять. Но не загонять людей в какие–то шаблоны, стандарты.

А был ли приказ?

Все, кто столкнулся с приведением празднующих "к одному знаменателю", ссылаются на некие распоряжения "сверху". Однако областные власти утверждают, что никаких распоряжений на этот счёт не давали.

— В Республике Казахстан запрета на ношение георгиевских лент нет, — сообщает руководитель управления внутренней политики ВКО Ирина Смит. — В 2015 году к 70–й годовщине Дня Победы в Великой Отечественной войне были разработаны казахстанские ленты Победы, которые используются наряду с георгиевскими. Данные ленты ежегодно раздаются участникам праздничных мероприятий на добровольной и бесплатной основе. Никаких рекомендаций для жителей города по использованию праздничной атрибутики не публиковалось.

Также власти не подтвердили наличие каких–то разнарядок по организации шествия Бессмертного полка.

— Участие государственных и гражданских служащих, как и других категорий граждан, в праздничных мероприятиях является личным решением каждого. Распоряжений об обязательном участии государственных служащих в мероприятиях не принималось, — говорится в сообщении управления внутренней политики.

То же самое пишет заместитель акима Усть-Каменогорска Серик Женисов. Следовательно, если обязаловка имела место быть, ее устроили отдельные излишне ретивые исполнители.

Чужаки или провокаторы?

На нынешнем празднике Победы уже практически не было участников войны. Время неумолимо. Они ушли, так и не рассказав всей правды о прошлом. И кажется, мы многому не успели научиться у них. Иначе не появлялись бы посты, подобные тому, что был размещён в одной из усть-каменогорских групп 10 мая. Некий аноним написал:

"С ужасом ждал приближения 9 мая. Бестолковые парады, ряженые ветераны, пафос и истерика по ТВ, "каждому ветерану по квартире!" Лицемерие и пошлость, туземные пляски на костях, дикие вопли, враньё и обман, мишура, фанфары, салюты. Лозунги и плакаты, судороги, конвульсии, облеванные подъезды, цветы в лицо, хороводы вокруг Вечного огня, призывы богов, велеречивость, напыщенность, ханжество. Спекуляции на памяти мертвых и на стадных инстинктах живых — невежественной толпы..."

Мы сократили это послание, каждая строка которого проникнута ненавистью ко всем, кто принял участие в этом празднике. И к тем, кто сражался с фашизмом на той войне.

Слава Богу, пользователи дали достойный ответ этой мерзости.

"9 Мая для моей семьи — самый главный праздник, — написала Елена Гаврилова. — В моей семье восемь человек прошли этот ад. Двое не пришли с войны. Каждый год мы с отцом обходили всех дядьев и поздравляли. Ходили на парад. И сейчас мне какие–то сопляки предлагают выкинуть память на помойку? Не выйдет. Все эти посты анонимные. Это — провокация тонкая и преднамеренная, и очень изощренная".

А пользователь Аскар Шахаров высказался коротко и ёмко:

"Гнида — тот, кто это написал!"

Пожалуй, чиновникам стоит обратить внимание на то, что уже начались попытки опорочить великий праздник — у нас, в нашем городе. Что же касается маленького, но уже принципиального Данилки, который память о войне воспринимает как глубоко личное дело, о его нравственном здоровье беспокоиться не надо. У него будет все в порядке.

— Сына я успокоила тем, что пообещала ему — на будущий год мы поедем в город и пойдём вместе с Бессмертным полком, — рассказала мама Данила.

А значит, в общем строю станет на два человека больше.

Ирина Плотникова

Просмотров: